Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Коммунальная инициатива

[20.02.2018 / 13:35]

Депутат Думы Ангарского городского округа Сергей Шарков обратился к членам окружной Общественной палаты с предложением поддержать его инициативу о реализации в Ангарске пилотного проекта по капитальному ремонту жилых домов. В минувшую пятницу в Общественной палате обсудили эту инициативу.

Отсутствие полномочий

Сегодня администрация округа лишена любой возможности влиять на ход капитального ремонта домов. Отсюда отсутствие контроля за ходом работ, а в итоге за свои кровные деньги люди получают ремонт отвратительного качества. И у них пропадает всякое желание уплачивать взносы.

Депутатами Думы Ангарского округа совместно с руководителями управляющих компаний, старшими советов домов проведён анализ результатов капитального ремонта за прошедший год. Количество жалоб ангарчан, переданных депутатам окружной Думы, исчисляется десятками. Тема обращений одна: претензии к качеству выполненных работ. Вот лишь некоторые факты.

Апрель 2017 года. В доме № 15 (178 квартал) по окончании капремонта выяснилось, что побелена только десятая часть подвала, а отмостка здания выполнена лишь наполовину.

Сентябрь 2017 года. В доме № 9 (179 квартал) при ремонте системы теплоснабжения вместо газосварки использовали электросварку, в результате прожжены трубы малого диаметра. Здесь же отсутствует запорная арматура на стояках – она просто не предусмотрена сметным расчётом(!).

Больше всего от капитального ремонта пострадали жильцы дома № 12 в 84 квартале. Люди в нескольких квартирах пережили небольшой пожар, выход из строя электросетей и затопление.

По состоянию на 2 октября 2017 года в доме № 22 в 75 квартале и в доме № 16 в 35 квартале ремонт систем теплоснабжения ещё не был начат. Хотя отопительный сезон в Ангарске стартовал 12 сентября. Ещё в девяти домах к началу отопительного сезона не был завершён ремонт систем теплоснабжения.

Обо всём этом были поставлены в известность областные власти. Что характерно, столь вопиющие факты региональных чиновников не заинтересовали. Но, как только работники администрации Ангарского округа попытались повлиять на бракоделов и приостановили работы, которые могли привести к аварийным последствиям, реакция последовала незамедлительно.

Вот весьма показательные строчки из ответного письма руководителя Фонда капитального ремонта в адрес администрации округа: «…Администрация Ангарского городского округа не уполномочена осуществлять приостановку работ по капитальному ремонту, поскольку заказчиком по договору выполнения работ по капитальному ремонту является Фонд».

Хотя в других регионах муниципалитеты имеют такие полномочия. Например, в соседнем Красноярском крае при содействии губернатора и депутатов краевого парламента 12 муниципальных образований уже получили функции технического заказчика с передачей соответствующего финансирования. И краевой Фонд капитального ремонта помогает муниципалитетам – проводит бесплатное обучение специалистов этих территорий. Объём работ по капремонту достаточно серьёзный, и поэтому нужны специалисты высокого уровня, обладающие соответствующими знаниями и способные работать с большим количеством объектов. В Мурманской области региональные власти предложили главам местных администраций самим выполнять функции технического заказчика, а значит, муниципалитеты могут непосредственно контролировать ход и качество работ по капремонту жилых домов.

Мера воздействия на подрядчиков

Депутат Думы Ангарского городского округа Сергей Шарков вышел с инициативой реализовать на территории округа пилотный проект по капитальному ремонту. В минувшую пятницу в Общественной палате обсудили эту инициативу. Актуальность темы подчеркнул круг участников встречи: кроме членов Общественной палаты в обсуждении проблемы приняли участие мэр округа Сергей Петров, председатель Думы АГО Александр Городской, депутаты Законодательного Собрания региона Дмитрий Ершов и Виктор Шопен. На заседание был приглашён также исполняющий обязанности генерального директора областного Фонда капитального ремонта Кирилл Сороковиков.

Сергей Шарков убеждён: в нынешней ситуации ангарчанам следует без промедления брать ответственность за качество капитальных ремонтов на себя. Если это не произойдёт, горожане потеряют ещё год и снова получат за собственные деньги некачественный ремонт жилого фонда. Администрация округа сможет эффективнее контролировать ход капитального ремонта. Областному правительству предлагается передать ангарской администрации функции технического заказчика с обязательным финансированием этих функций.

– Это мера прямого воздействия на подрядчиков, – говорит Сергей Шарков. – Всё логично, ведь администрация нашего округа заинтересована в сохранении жилого фонда в надлежащем состоянии. Сегодняшнее положение дел с капремонтом в домах ангарчан заставляет меня сильно усомниться в компетентности областных чиновников. Похоже, у них одна цель – освоить чужие деньги, а конечный результат им безразличен.

Депутат привёл простой пример. Ангарчане добросовестно доверили областным чиновникам огромную сумму – свыше одного миллиарда двухсот миллионов рублей для проведения капитальных ремонтов. За три с половиной года областные чиновники сумели использовать только третью часть этих денег при кошмарном конечном результате.

– Такая безответственность – это просто ЧП для ангарчан, – считает Сергей Шарков. – Меня очень беспокоят безразличие, равнодушие тех, кто ответственен за этот провал. Не буду говорить о том, что лежащие без движения народные сотни миллионов рублей съедает инфляция, с каждым потерянным месяцем на эти деньги в нашем городе можно сделать всё меньше и меньше.

Депутат Законодательного Собрания Иркутской области Дмитрий Ершов прямо заявил о своих подозрениях в финансовой нечистоплотности областных чиновников:

– Им просто выгодно держать деньги ангарчан на счетах в банках. Это у них такой своеобразный личный бизнес с банковскими структурами. Из названных Сергеем Шарковым цифр я делаю вывод – оказывается, им такие схемы выгоднее, чем ремонт домов ангарчан.

Председатель Общественной палаты Анатолий Боринский прямо спросил и.о. генерального директора областного Фонда капитального ремонта Кирилла Сороковикова: «Вы сами-то идею пилотного проекта одобряете?»

От прямого ответа чиновник уклонился. Вместо этого он прочёл заранее подготовленную речь о замечательных итогах и радужных перспективах работы областного Фонда капремонта в Ангарске, признав, однако, что проблемы с качеством работ есть. Но в наступившем году всё чудесным образом изменится, областные чиновники исправятся – дайте им поработать ещё годик. Примечательно, но в речи Сороковикова вместо слова «работать» четырежды прозвучало столь сладкое для чиновника выражение «освоить деньги».

– Ваше «освоение» мы видим уже четвёртый год. Но людям нужен качественный капитальный ремонт, а не «освоение» наших денег, – заметил Сергей Шарков.

А Анатолий Боринский скептически поинтересовался у гостя:

– Вы сами верите сказанному? За три с лишним года не смогли эффективно использовать миллиард ангарских рублей, а здесь обещаете нам «освоить» эту сумму за один лишь 2018 год!

И снова гарантий ударной работы от господина Сороковикова не последовало, однако «надежду на улучшение» он высказал. Но как-то очень осторожно и не совсем уверенно.

Члены Общественной палаты единогласно поддержали инициативу Шаркова. Как и мэр округа Сергей Петров. «В нынешней ситуации мы готовы взять на себя дополнительный – и немалый – объём работы для того, чтобы ангарчане могли в итоге получить качественный, добросовестный капитальный ремонт», – отметил мэр.

Инициативу о пилотном проекте на ближайшем заседании рассмотрит Дума Ангарского округа.

Окончательное решение вопроса остаётся за областными чиновниками. Ответ покажет, что для них важнее: качественный капитальный ремонт или схемы сотрудничества с банками по незаметному «освоению» народных денег и безответственная оплата подрядчикам за плохое качество ремонта. Кстати, при положительном результате пилотного проекта в Ангарском округе областное правительство получит готовый и уже опробованный в деле механизм реализации качественного проведения капитальных ремонтов для всего региона.

В контексте

Дмитрий Ершов, депутат Законодательного Собрания Иркутской области, председатель попечительского совета областного Фонда капитального ремонта:

– Тот факт, что Фонд капитального ремонта не работает в должной мере, был наглядно продемонстрирован на последней сессии Законодательного Собрания, когда депутаты оценили его деятельность как неудовлетворительную. Честно говоря, мне непонятно, почему министерство жилищной политики, являющееся учредителем фонда, не могло поставить перед этой структурой чёткие задачи и добиться их выполнения. Всегда находились какие-то причины, из-за которых фонд не мог нормально работать.

Я уверен, пока муниципалитеты не будут заинтересованы в реализации Закона о капремонте, мы не добьёмся кардинальных улучшений. Любой мэр на своём уровне в первую очередь заинтересован в качественном выполнении конкретной работы. Недовольные жители в Иркутск не поедут, они пойдут к мэру и будут с него спрашивать, почему их дом плохо отремонтировали. Теперь решение только за правительством Иркутской области. Полномочие по исполнению функций технического заказчика, уже предусмотренное в законе, должно быть передано муниципалитетам вместе с финансовым обеспечением на реализацию. Речь идёт о том, чтобы часть специалистов, которые уже работают в фонде, начала работать на конкретное муниципальное образование. Байкальск, Саянск, Свирск уже взяли на себя функции технического заказчика и начали работать без областного обеспечения. Но нуждающийся в капитальном ремонте жилищный фонд Ангарска и Саянска просто несоизмерим.

В мою общественную приёмную и к моим коллегам из Ангарской окружной Думы поступает большое количество обращений с жалобами на капитальный ремонт. Люди говорят о том, что фонд не работает, они не согласны принимать такой капитальный ремонт. Иногда доходит до смешного. В ручном режиме приходилось вмешиваться, когда несколько месяцев не работал в доме новый, только установленный лифт. Поэтому ангарчане предлагают: передайте нам функции технического заказчика. Мы проведём конкурсы, выберем подрядчика, мы всё сделаем. Каждый мэр, каждая служба ЖКХ знает, какой дом в городе нуждается в ремонте в первую очередь, какой может ещё подождать.

Ангарск распределён на кварталы и микрорайоны, в каждом из которых примерно по 20 домов. Если делать за год полтора-два квартала, мы сразу изменим облик города. Именно этим и должна заниматься муниципальная власть, это лучший показатель деятельности руководства города. С другой стороны, именно из этих вещей складывается оценка деятельности всей системы государственной власти. Люди, конечно, выплачивают взносы на капитальный ремонт, но они не видят результатов от этих платежей. Они подождут год, два, а потом выскажут своё отношение к этому факту на ближайших выборах. И не стоит потом удивляться низкой явке, митингам, недовольству. Чтобы этого не было, нужно просто засучить рукава и начать работать.

 

Владимир Хмыльников

Восточно-Сибирская правда

 
вверх