Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Морозы дисциплинируют

[31.01.2018 / 10:05]

Для того, чтобы человек поменял свои привычки, нужен очень мощный стимул. Кто-то, чтобы купить желанную вещь, пересматривает свои расходы, кто-то, не влезая в любимые вещи, идёт в спортзал или меняет схему питания. А вот рекордные январские холода, продержавшиеся более недели, заставили многих владельцев собственных домов внимательнее относиться к счетам за электроэнергию, вовремя их оплачивать, как и передавать показания счётчиков. Те, кто по собственной воле установил у себя системы теплоснабжения, зависящие от бесперебойной подачи электричества, начали понимать: домашнее тепло и уют идут рука об руку с платёжной дисциплиной. За примерами, когда в разгар зимы забывчивым потребителям отключают электричество, далеко ходить не надо.

Масштабы явления

В думе города Иркутска 24 января состоялись депутатские слушания, в повестке которых в числе прочих значился и вопрос об отключении электричества в домах граждан, накопивших долг перед поставщиками энергии. Эта тема была включена по настоянию некоторых депутатов, озаботившихся возможной социальной напряжённостью из-за этой вынужденной меры.

Как объяснил депутатам Андрей Харитонов, заместитель директора по сбыту ООО «Иркутскэнергосбыт», данная тема хоть и является актуальной, но её масштабы не стоит преувеличивать.

Общая сумма долга жителей частного сектора Иркутска, по данным на декабрь прошлого года, составляет около 6 млн руб., просрочка числится за 1,5 тысячами лицевых счетов. Но только у 172 владельцев отключали электроснабжение, а по данным на конец января, без света остаются 80 домов с общей суммой долга около 1 млн руб.

При этом, по словам Андрея Харитонова, большая часть таких собственников относится к категории злостных неплательщиков, энерговоров, а также дачников, традиционно гасящих долги по весне.

На чьей стороне закон?

В ситуации с отключением электроэнергии в домах должников закон однозначно на стороне энергетиков. Это же в ходе депутатских слушаний подтвердили и народные избранники, заметившие, что с юридической точки зрения к Иркутскэнергосбыту претензий нет. Более того, на заседании прозвучало, что депутаты не могут влиять на регламент работы энергокомпаний, как и вмешиваться в федеральное законодательство.

О чём идёт речь? О Постановлении Правительства РФ № 624 от 24.05.2017, вступившем в силу в конце сентября прошлого года. В этом постановлении как раз говорится о праве поставщиков отключать энергию у своих клиентов за долги. Подробное разъяснение этого документа, кстати, приводится на сайте Федеральной антимонопольной службы (https://fas.gov.ru/documents/561657).

Для тех, у кого нет времени читать подробности, поясним, о чём говорится в документе антимонопольного ведомства. В ФАС напоминают, что ранее (до октября 2017 года) с должниками больше церемонились - процедура отключения была сложной, многоступенчатой, включала в себя требование об обязательном уведомлении потребителя в письменном виде и так далее. Теперь всё гораздо проще: энергокомпания за 20 дней уведомляет должника об отключении любым способом (СМС, телефон, электронная почта, квитанция и т. д.), а потом отключает у абонента электричество. 20 дней даётся на то, чтобы клиент мог погасить долг либо договориться об индивидуальном графике погашения. Если же эти действия происходят уже после отключения, то помимо суммы долга потребитель ещё должен заплатить фиксированную сумму компенсации энергокомпании (1 тыс. руб. для физлиц, 10 тыс. руб. для юридических лиц). Это обязательное условие для возобновления режима потребления, подчёркивают в ФАС.

Логика такого ужесточения проста: граждане уже хорошо знают, что нельзя тянуть с оплатой кредитов - наказание в виде пеней, штрафов и неприятных звонков и СМС последует в первые же дни после просрочки. Поэтому люди стараются аккуратно платить по своим банковским обязательствам. Почему же к счетам за коммунальные услуги, электричество и отопление должно быть более легкомысленное отношение? Стабильность работы банковской, энергетической, коммунальной систем одинаково важна как для страны, так и для каждого отдельного человека. А бесперебойность этой работы зависит от своевременности и стабильности платежей. Просто банковская система в России уже давно застраховала себя в виде права взимать весомые штрафы с неплательщиков, а вот энергетиков до недавнего времени ограничивали законами, чем, кстати, пользовались злостные неплательщики. Депутаты Госдумы и федеральное правительство в прошлом году прикрыли эту юридическую прореху.

Разговоры в пользу бедных

Депутатов гордумы нельзя упрекнуть в отсутствии юридических знаний - они прекрасно понимают, на чьей стороне закон. Поэтому обсуждение вопроса об отключении в ходе слушаний свелось к нескольким популистским тезисам: мол, нельзя ли в зимнее время не отключать должников, а воздействовать на них исключительно в судебных инстанциях?

Объяснения Андрея Харитонова, что судебные процессы ведутся в любом случае, но приставам сложно работать по взысканию небольших сумм долга (от 1 тыс. руб.), поэтому и было ужесточено законодательство, по всей видимости, услышаны не были. Народные избранники решили вернуться к обсуждению темы ещё через пару месяцев.

Впрочем, как отмечает Андрей Харитонов, в любом случае заявления о том, что должников нельзя отключать, играют на руку только злостным неплательщикам, живущим по принципу: не платил вовремя - и дальше так же буду. «Да, в список на отключение может попасть и семья, находящаяся в сложной жизненной ситуации. Но в таком случае депутатам полезнее потратить время и силы на то, чтобы донести до такой семьи льготы и субсидии на оплату коммунальных услуг, предусмотренные в городском, областном и федеральных бюджетах», - резюмирует заместитель директора по сбыту ООО «Иркутскэнергосбыт».

Как не столкнуться с отключением электроэнергии?

По большому счёту, чтобы не попадать в подобную ситуацию, необходимо не так уж и много. Достаточно вовремя, в срок до 10-го числа каждого месяца, оплачивать счета за электричество. Для удобства клиентов сейчас существует множество способов оплаты: в офисах энергокомпании, через «Личный кабинет» на сайте, в отделениях Сбербанка или платёжных терминалах, в офисах Почты России и так далее. Рекомендуется также такой удобный и надёжный способ, как автоплатёж с банковской карты.

Стоит также учесть, что необходимо своевременно, до 27-го числа каждого месяца, передавать в энергокомпанию данные приборов учета. Это особенно важно в том случае, если вы живёте в собственном доме и энергопотребление у вас от месяца к месяцу различается (зимой больше - летом меньше). В случае отсутствия данных с вашего прибора учёта поставщик будет выставлять вам счёт исходя из среднемесячной величины потребления. И эта сумма может отличаться, быть выше платежа, перечисляемого вами в адрес компании. Таким образом, сами того не подозревая, вы можете оказаться в списках должников.

Важно и то, чтобы, даже если какое-то время вы не будете жить в своём доме или квартире, вы старались оплачивать услуги в срок. Пользуйтесь возможностью оплаты онлайн. Иначе по возвращении вас могут ждать неприятные сюрпризы в виде отключения света и штрафных санкций.

 

Сергей Николаев

Копейка

 
вверх